Иллюстрации: Glebs

Велосипед – это свобода. Да, байк медленнее почти любого вида транспорта на топливе или электрической тяге, зато с двухколесным другом получится забраться в такие дебри, куда не доедет ни один джип, и прокатиться по дорогам, от вида которых у автолюбителей, трясущихся за свое средство передвижения, глаза полезут на лоб.

Еще один плюс байка – его компактность. При желании велик разбирается до состояния, в котором он помещается в коробку или сумку средних размеров. Такой груз можно взять почти на любой авиарейс, а туристические автобусы часто даже не берут с велосипедистов дополнительной платы за место в багажном отсеке.

Ну а главное, катание на байке – процесс, благодаря которому спортсмен лучше познает себя, свои физические способности и мир вокруг. На велике можно ехать достаточно быстро, чтобы преодолевать значительные расстояния, но и не слишком торопливо, чтобы успевать наслаждаться окружающей природой, единением с ней и отдыхом от цивилизации.

Не переживайте, этот материал не только для хардкорных туристов, сбегающих из дома на недели и месяцы. Кайфовать от длительных велозаездов можно как в многодневном путешествии, так и в коротком походе на выходных, даже в однодневном трипе налегке. Мы перечислим все необходимые атрибуты для поездок разной степени дальности и автономности, а вы решайте, что из этого пригодится конкретно вам, исходя из собственных нужд и грандиозности планов.

велосипед в рассрочку

купи сейчас - плати потом

Базовый набор

Подготовленный велосипед

Кажется, очевидный пункт, но многие почему-то забивают на первую часть словосочетания. Распространенная ситуация: друзья позвали покататься по городу, райдер растерянно достает с балкона простоявший там пару сезонов байк, кое-как накачивает колеса и радостно присоединяется к компании.

А дальше начинаются мучения: тормоза не работают, скорости не переключаются, седло слишком высоко, а руль слишком низко – настроить их в дороге, конечно, нечем, потому что ни у предусмотрительного героя, ни у его товарищей нет ничего подходящего. Вывод простой: перед любым выездом необходимо проверить техническое состояние байка и все его ключевые узлы.

Хорошо, если такая ситуация случилась в городе, где есть множество способов добраться до дома с неисправным байком и проделать работу над ошибками – смазать цепь, настроить тормоз и переключение передач. Если не справляетесь сами – отвезите вел на диагностику в сервисный центр «Спортмастера», где его приведут к состоянию «сел и поехал».

Шлем

Безопасность – это скучно, никто не любит думать про нее. Но, поверьте, любой опытный райдер чувствует себя гораздо комфортнее в шлеме, чем без него. Тут как с автомобилем: велик соблазн решить, что раз вы ни разу не становились участником ДТП, то и лишняя предосторожность не нужна, а ремень – просто рудимент.

Одной аварии может быть достаточно для непоправимых последствий. То же с байком – это может показаться комичным, но даже при прогулке по лесной тропинке на небольшой скорости лучше быть в шлеме. Одно неудачное падение на условный камень или корень может стать причиной серьезных проблем со здоровьем.

Нечего и говорить про дороги общего пользования – особенно в России, где велосипедистов обычно не считают за полноправных участников движения, несмотря на соответствующие пункты в ПДД. В лесу или на проселке райдер хотя бы контролирует происходящее вокруг, а вот на трассе трагедия может случиться неожиданно.

Аксессуары

От обвеса велосипеда тоже зависит комфорт и безопасность на маршруте. Спокойно проехать 50+ километров можно с одним только байком (и шлемом!), но продвинутые велосипедисты, уже повидавшие всякое, ни за что не пойдут на такое. Набор вспомогательного снаряжения серьезно варьируется в зависимости от целей и обстоятельств конкретного выезда – постараемся дать максимально широкий список.

Хранение – отдельная большая тема и настоящее искусство. Крепить к велику различные емкости можно миллионом различных способов – выбирайте подходящий вариант, предварительно проверив, применим ли он к вашему байку. Одни решения подойдут тем, кому важно взять с собой вообще все – включая систему готовки, палатку и остальной походный стафф. Другие – для спортсменов-легкоходов, берущих минимум.

Олдскульный вариант – багажник и сумки, которые раньше назывались «велоштанами». Это два объемных баула, свешивающиеся с багажника, как штанины. Обычно у них большой объем, вмещающий все, что может пригодиться в долгом автономном путешествии: спальник, надувной коврик и миллион мелких необходимых штук.

Более современный вариант – байкпакинг. Подробно об этом явлении мы писали в отдельной статье, но основной принцип прост: отказ от багажников в пользу баулов с креплениями к различным частям велосипеда. Сумки можно раскидать повсюду: на руль, подседельный штырь, внутрь рамы, на вынос, вилку – вообще куда угодно.

К элементам хранения можно отнести и специальные крепления для аксессуаров, которые необходимо держать снаружи для быстрого доступа или постоянной видимости. Это, например, кейджи под фляги, держатели для телефона или навигатора, крепления под фонари, крылья, зеркала и другие полезности.

Другие важные аксессуары:

  • фляги (или питьевая система);

  • велокомпьютер или смартфон с функцией навигации;

  • зеркало (на руль или шлем);

  • передняя и задняя фары (с зарядом, которого хватит на весь заезд).

Опционально:

  • светоотражатели/фонари с креплением на перья или спицы;

  • велозамок;

  • крылья.

Ремонт

Тут все по классике: верим в лучшее, готовимся к худшему. Вспоминаем поучительную историю про велосипедиста из первой части материала – если бы у него или его друзей был нормальный ремнабор, подлатать байк получилось бы на месте. С помощью одного только мультитула можно решить многие проблемы от настройки посадки до регулировки тормозов.

Проблема в том, что им нужно уметь воспользоваться. Если вы решились на длительный автономный заезд – лучше освоить базовые навыки ремонта велика, иначе можно оказаться с неисправной тяжелой железякой (или пластмасской) вдали от цивилизации. Основное умение, которое хотя бы раз пригождалось любому опытному велосипедисту, – скилл замены проколотой камеры.

Конечно, вы должны быть в силах отрегулировать посадку хотя бы за счет поднятия или опускания седла. Накачивать колеса за вас тоже никто не будет, как и устанавливать цепь, если она вдруг слетела. Продвинутый уровень – умение настроить тормоза. Еще круче – регулировка переключения передач. Если же вы способны заменить звено в цепи, не очень ясно, зачем вы это читаете.

Минимальный ремнабор велосипедиста:

  • запасная камера/камеры;

  • комплект заплаток;

  • монтажки (без них не снять покрышку для замены камеры);

  • насос;

  • мультитул (!).

Дополнительные опции:

  • манометр для измерения давления;

  • баллон CO2 с адаптером;

  • переходник для ниппелей (Presta/Schrader);

  • звено цепи.

Что взять с собой на длительный велозаезд


Одежда

Тут снова многое зависит от обстоятельств и стремления к идеалу. Неискушенный велолюбитель скажет, что кататься можно вообще в любых шмотках, новичок достанет из спортивной сумки набор одежды, в которой ходит в спортзал, но опытный райдер не оценит такой подход.

В целом, рассекать в повседневной одежде можно, но специализированный экип придуман не просто так. Например, джерси – велосипедная майка, разработанная с учетом потребностей спортсмена. Она облегает тело, чтобы минимизировать сопротивление воздуха, отлично отводит влагу, чтобы атлет чувствовал себя комфортно, и имеет на спине три кармана, в которые можно распихать разные штуки. Удобно, если не хотите обвешивать велик сумками.

С велошортами та же история. Их особенность – специальный мягкий памперс в месте соприкосновения райдера с седлом. У вас может быть максимально мягкая сидушка, но на пятый-шестой час заезда пятая точка начнет отваливаться, а спина – просить о пощаде. Так что памперс пригождается не только младенцам.

С велосипедной обувью сложнее. Если у вас обычные педали «топталки», то на заезд можно надеть любые удобные кроссовки (хотя и для такого типа есть профессиональные модели), а вот если на краях шатунов контакты, подойдет только пара со специальными шипами. Подробно про типы педалей читайте вот тут, но, если коротко – «контакты» позволяют педалировать эффективнее.

Велосипедные модники не выходят из дома без фотохромных очков (и постоянно спорят, как их носить – с дужками внутри или снаружи лямок шлема), но вообще это полезный аксессуар, а не просто элемент стиля. Вы можете не замечать, как солнце мешает вам в ясную погоду, но после пары выездов в таких очках уже не сможете катать без них. Приятный бонус – ни один камешек или насекомое не достигнет ваших глаз.

ВАЖНО: Большим плюсом велосипедной одежды будут светоотражающие элементы.

Минимальный набор одежды (продвинутого) велосипедиста:

  • джерси;

  • велошорты с памперсом;

  • обувь – под «топталки» или «контакты».

Дополнительные опции:

  • фотохромные очки;

  • велоноски;

  • велоперчатки;

  • гейтор/снуд;

  • велокепка;

  • легкая ветровка;

  • легкий дождевик;

  • чехлы на велоботинки (для мокрой и холодной погоды).

Еда и вода

У вас должна быть с собой как минимум велосипедная фляга с целительной жидкостью (водой), а лучше – пара. Если понимаете, что на маршруте попадутся магазины, в которых можно пополнить запасы, этого достаточно, а вот для длительного автономного заезда придется подготовиться серьезнее.

Если вы едете в спокойном темпе с кучей сумок и вас не заботят мелочи вроде средней скорости, смело набирайте любую еду, которая не испортится в дороге и добавит кайфа путешествию. С питанием для спортиков сложнее: обычно такие райдеры не хотят тащить лишнего, но и останавливаться в магазинах не планируют. Подробнее о рационе для больших расстояний читайте в отдельном материале, но основной принцип таков: на дистанции организму нужны быстрые и легкоусвояемые углеводы. Лучше всего подойдут специальные гели, батончики и напитки, но сойдет и мармелад.

Набор автономного велопутешественника

Если вы собираетесь в многодневное путешествие на велосипеде и рассчитываете на полную автономность, паковаться придется, как в полноценный поход. Нужно позаботиться о месте для ночлега, комфортном сне и пропитании. Придется устанавливать багажник с велоштанами и брать обычный походный экип, либо ограничиться байкпакингом, но подбирать максимально легкое и компактное снаряжение.

С едой тоже отдельная история. Если не пугает вес багажа, можно набрать консервов, сыра, колбасы и разных круп. Другой вариант – накупить сублиматов, для приготовления которых достаточно залить их кипятком. Подстраивайтесь к нюансам по ситуации: если на маршруте много магазинов, набирать баул еды не имеет смысла.

Не забудьте про теплую одежду. После изнурительного дня в седле захочется переодеться и переобуться во что-то уютное. Вечером в любой сезон будет холоднее, чем днем, плюс в состоянии покоя организм быстро остывает после многих часов физической активности. Изучите температурный режим местности и экипируйтесь соответственно. 

ВАЖНО: При планировании длительного автономного заезда проверьте, что маршрут предусматривает достаточно мест, чтобы набрать или купить воды.

Минимальный набор велосипедного туриста:

  • палатка;

  • коврик;

  • спальник;

  • горелка;

  • газ;

  • посуда;

  • еда;

  • спички/зажигалка.

Дополнительные опции:

  • пила;

  • топор;

  • гамак;

  • тент;

  • подушка;

  • таганок;

  • котелки.

Личные вещи

Тут – все, что вы собрали бы в продолжительное путешествие и без велосипеда. Как обычно, многое зависит от конкретных обстоятельств приключения, наполнение и объем набора могут значительно варьироваться. Точно стоит взять небольшую аптечку, опционально – солнцезащитный крем, репеллент, туалетную бумагу, влажные салфетки, пауэрбанк, фотоаппарат. Вы поняли, это обширный и индивидуальный список.

Вот и все, теперь вы готовы к преодолению десятков километров пути. Внимательно подходите к экипировке в продолжительное велосипедное путешествие, учитывайте длительность маршрута, погодные условия, рельеф, дорожное покрытие и инфраструктуру, определитесь с целью заезда. Ну и главное – получайте удовольствие от любимого спорта!

Подобрать всю необходимую экипировку для езды на велосипеде вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер PRO и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.

Велосипедные шлемы
9 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex boss race
1
Купить
8 799 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex i-vo
8
Купить
8 899 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex i-vo cc
1
Купить
13 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Oversize
0
Купить
10 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex I-Vo 3D
2
Купить
10 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex I-Vo 3D
0
Купить
13 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Oversize
0
Купить
10 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex I-Vo 3D
0
Купить
11 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Active
0
Купить
17 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex Finale 2.0
0
Купить
19 999 ₽
Uvex | Шлем велосипедный Uvex
1
Купить
Велосипедные сумки
1 799 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
6
Купить
13 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
6
Купить
7 799 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
5
Купить
5 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
2
Купить
5 199 ₽
Topeak | Велосипедная сумка TOPEAK
3
Купить
335 ₽
479 ₽
-30%
Polisport | Туба для инструментов Polisport
9
Купить
479 ₽
Polisport | Туба для инструментов Polisport
1
Купить
3 899 ₽
VauDe | Сумка на велосипед VauDe
1
Купить
2 199 ₽
SKS | Сумка на велосипед SKS Traveller Edge
0
Купить
Велосипедные камеры
1 599 ₽
Schwalbe | Камера Schwalbe SV20 EXTRA LIGHT 60mm 28"
1
Купить
Велоодежда
3 639 ₽
5 199 ₽
-30%
Dainese | Джерси мужское Dainese
6
Купить
8 599 ₽
Bontrager | Джерси мужское Bontrager Circuit
1
Купить
2 499 ₽
Demix | Велошорты мужские Demix
14
Купить
2 299 ₽
Demix | Велошорты женские Demix
7
Купить
2 699 ₽
Demix | Велобриджи женские Demix
4
Купить
17 599 ₽
Scott | Ветровка мужская Scott RC Weather WP
0
Купить
17 599 ₽
Scott | Ветровка мужская Scott RC Weather WP
0
Купить
7 499 ₽
Scott | Велошорты мужские Scott Endurance
0
Купить
9 999 ₽
Scott | Велошорты мужские Scott Endurance
0
Купить
Энергетические гели
139 ₽
Арена | Гель энергетический Арена «Лимон»
34
Купить
159 ₽
Арена | Гель энергетический с электролитами Арена «Клюква»
42
Купить
249 ₽
SiS | Гель энергетический углеводный SIS Science In Sport "Тропические фрукты", 60 мл
8
Купить
249 ₽
SiS | Гель энергетический углеводный SIS Science In Sport "Фруктовый салат", 60 мл
11
Купить
249 ₽
SiS | Гель энергетический углеводный SIS Science In Sport "Лимон и Лайм", 60 мл
11
Купить
349 ₽
SiS | Гель энергетический углеводный с кофеином SIS Science In Sport "Кола", 60 мл
21
Купить
299 ₽
SiS | Гель энергетический углеводный с электролитами SIS Science In Sport "Лимон и Мята", 60 мл
2
Купить
139 ₽
Арена | Гель энергетический Арена «Черника»
14
Купить
159 ₽
Арена | Гель энергетический с кофеином Арена «Кофе»
16
Купить
249 ₽
SiS | Гель энергетический углеводный SIS Science In Sport "Черная смородина", 60 мл
3
Купить
169 ₽
Новая коллекция
Powerup | Гель энергетический Powerup Лайм
1
Купить
119 ₽
Powerup | Гель энергетический Powerup Cocktail "Вишневая кола"
4
Купить