Велоподготовка

Для начала следует понять уровень вашей подготовки. Технически выехать за город может любой велосипедист, но лучше ориентироваться на минимальное расстояние в 20-30 км. Для более коротких маршрутов это банально нерациональная трата времени, поскольку вам, скорее всего, придется потратить время на дорогу до стартовой точки маршрута.  

При минимальной подготовке здоровый человек может проехать 30-50 км в день на практически любом велосипеде с передачами. Речь идет о поездке со скоростью 10-15 км/ч в течение 2-3 часов. Это не тяжелее аналогичной по времени пешей прогулки в комфортном темпе.  

Для того, чтобы научиться проезжать такую дистанцию, нужно кататься 2-3 раза в неделю в течение 2-3 месяцев. Идея раскатки заключается в небольшом, но постоянном увеличении дистанции и/или скорости. Это самые базовые значения, за первый сезон реально раскататься и на дистанции до 60-80-100 км. Для этого вам потребуется 2-3 часа в дороге, привал и еще 2-3 часа на велосипеде. Оптимально начинать раскатываться в апреле-мае по городу, и тогда к лету, когда загородные дороги просохнут, вы будете готовы. Реальные расстояния и скорости зависят от вашей физической подготовки, типа велосипеда и особенностей маршрута - рельеф, дороги, погодных условия. 

Цели поездки

Следующий этап - определиться с целями поездки за город. Вот некоторые из возможных: 

  • попробовать; 

  • проверить себя и снаряжение; 

  • подготовиться к масштабному веломероприятию, длительному выезду; 

  • организовать пикник в красивом месте; 

  • посмотреть достопримечательности. 

Для пробы пера наиболее актуальны первые две цели. Далее к ним можно добавлять и другие. Естественно, в рамках одного выезда на природу можно решать множество задач. 

Погодные условия и сезонность

Планировать первые выезды лучше в теплое время года и в сухой день. В апреле-мае в средней полосе России погода может меняться в течение дня на 10 и более градусов. Когда вы едете на велосипеде, вам не нужна теплая одежда, но на привалах и при ожидании транспорта придется утепляться. К дождю нужно специально готовиться и иметь соответствующую одежду. Также помните, что за городом снег сходит долго, а кататься по влажным дорогам сложно. 

Как добраться до природы

Рассчитывая базовую поездку на 20-30 км, лучше остановиться на круговом веломаршруте или проехать между двумя точками. Первые маршруты имеет смысл планировать без перепада высот и по твердым дорогам - асфальтовым или гравийным, желательно с минимальным количеством автомобилей. 

Существует три базовых способа добраться до природы: 

  • своим ходом на велосипеде; 

  • общественным транспортом, основной вариант - на электричке; 

  • на автомобиле. 

Выбор, как правило, зависит от того, где вы живете. Естественно, способы можно комбинировать – например, доехать своим ходом до железнодорожной станции, а далее на - электричке. 

Сложность самостоятельного выезда или его комбинации с общественным транспортом загород часто преувеличивают. Даже в Москве оказаться на природе своим ходом на велосипеде достаточно легко - красивые веломаршруты начинаются сразу за МКАД (Мытищи, Митино, Красногорск). В городах меньшего размера с этим еще проще. 

Более дальний выезд, 45-60 минут на электричке, позволяет добраться до более красивых и безлюдных мест с чистыми водоемами. В этом случае важно соблюдать баланс между дорогой на природу и самим загородным велопоходом. Ехать в транспорте полтора-два часа в один конец, чтобы покататься час-полтора – спорная идея. 

Продолжительность поездки

Минимальная поездка составляет два-три часа, из которых на первый этап езды уходит порядка часа, затем отдых и окончание маршрута. Пять-шесть часов, включая даже длинный привал, тоже не должны составить проблем. При такой продолжительности целесообразно иметь возможность перекусить.  

При комфортном стиле велопоездки имеет смысл делать короткие остановки раз в час. Также рекомендуем запланировать один привал на 30-60 минут для полноценного отдыха.  

Начните велопоездку с базовой пятиминутной разминки. Она облегчит втягивание в движение на велосипеде и снизит риски получить травму. 

Наилучшая практика загородных выездов - не форсировать и постепенно увеличивать время, дистанцию и скорость поездки. 

Одежда

Движение на велосипеде - достаточно активная физическая нагрузка, одеваться следует с учетом этого. Если вы вышли на улицу и чувствуете прохладу, то это нормально - поехав, вы быстро согреетесь. Но есть два момента, которые все усложняют.  

Во-первых, весной и осенью в течение дня перепад температуры может составлять более 10 градусов.  Во-вторых, если вы ставите какие-то цели, кроме велосипедного движения, то вы не будете активно кататься весь день и в какой-то момент придется утеплиться. Соответственно, нужно иметь с собой дополнительную одежду или возможность что-то снять с себя днем, когда станет жарко. 

На случай дождя есть два принципиально разных подхода: возить с собой накидку от дождя (целлофановая тоже подойдет) или использовать высокотехнологичную одежду. В первых выездах рекомендуем ориентироваться на сухую погоду; если в прогнозе дождь, лучше покатайтесь рядом с домом. 

Если продолжительность поездки превышает четыре часа, вам потребуется еда. Для этой цели подойдут энергетические батончики, сухофрукты, орехи, бутерброды. В качестве подстраховки можно воспользоваться загородными магазинами, они есть почти везде. 

Как везти снаряжение в походе

Для воды возьмите велофляжку, в идеале предварительно поставив простейшее крепление на раму. Багаж в небольших количествах можно вести на себе, например, в поясной сумке. Также предлагается огромный ассортимент сумок с креплением на раму или багажник. 

Безопасность

При условии соблюдения базовых мер безопасности выезд на природу практически не несет рисков. Главное - носить шлем, не лезть на рожон и никуда не спешить. 

Если вы следите за велосипедом и регулярно проводите техобслуживание, проблемы с транспортным средством маловероятны. 

Единственная проблема, к которой вы должны быть готовы – пробой камеры, который может случиться в любом месте. Поэтому рекомендуем иметь с собой замену и насос. 

В компании или в одиночку

Многие катаются в одиночку, как правило, объясняя это тем, что при таком раскладе не нужно ни под кого подстраиваться. Это во многом надуманная концепция: если вы не решаете никаких спортивно-физкультурных задач, то, по большому счету, непринципиально, с какой скоростью вы едете. Лишние 3-4 км/ч ничего кардинально нового вам не дадут. А вот групповой выезд упрощает поездку, уменьшает риски и дает возможность общаться с единомышленниками. 

Компанию для велопоездок найти несложно: существует множество тематических групп в соцсетях, сайты и каналы в месседжерах. Общаясь с организаторами поездки, уточняйте ее формат (какие дороги, рельеф, скорость), есть ли возможности сойти с дистанции. И главное – помогают ли они участникам, членам группы, или все предоставлены сами себе.