Номера на игровой форме хоккеистов впервые появились в соревнованиях под эгидой Национальной хоккейной ассоциации, предшественнице НХЛ. Таким образом зрители могли лучше различать спортсменов в динамике, а официальным лицам было проще собирать статистику. 

Поначалу игровые номера не отличались особым разнообразием. Существовало общепринятое правило, согласно которому «1» отводилась вратарю, «2 — 6» распределялись между защитниками, «7-11» — между нападающими. В первых чемпионатах распределение номеров было и вовсе зафиксировано в регламенте:

  1. вратарь;

  2. правый защитник;

  3. левый защитник;

  4. правый нападающий;

  5. центральный нападающий;

  6. левый нападающий.

Соответственно, номер был прикреплен не к игроку, а к позиции.

Со временем практика жесткой унификации прекратилась, и хоккеисты получили возможность выбирать номер по собственному усмотрению. Логика у каждого была своя: одни выбирали любимое число, другие — какую-либо важную для себя дату, например, день рождения. При этом нередко под одним номером могли играть разные хоккеисты: например, в конце 1980-х такая ситуация сложилась в московском «Динамо», где в джерси с номером 21 выходили играть то Владимир Еловиков, то Виталий Карамнов-старший. Когда Карамнов перебрался в НХЛ, «его» номер оказался занят, поэтому пришлось выбрать 62-й.

Хоккейная экипировка

Выбрать

Сегодня в регламенте Континентальной хоккейной лиги прописано требование о закреплении за хоккеистом конкретного номера: в заявке на сезон не может быть двух человек с одним номером.

Во многих клубах существует практика изъятия из обращения некоторых номеров. Как правило, это делается в знак уважения к выступавшим под ними великим игрокам. Например, у «Питтсбурга» таких два, у «Детройта» — восемь, а у «Торонто» аж 19. В клубах КХЛ это не столь распространенная практика, однако подобные примеры тоже есть. Лидер по количеству неиспользуемых номеров — ЦСКА, где изъяли № 2 (Вячеслав Фетисов), № 17 (Валерий Харламов), № 20 (Владислав Третьяк) и № 24 (Сергей Макаров).

Еще одним способом отдать дань уважения большим хоккеистам стали памятные номера. В отличие от неиспользуемых, они не изымаются из обращения, но на них делается акцент во время домашних матчей команды: в частности, под своды арены может быть поднят стяг с конкретным номером. Изначально эта традиция зародилась в НХЛ, однако затем прижилась и в других лигах.

Многие необычные номера со временем начинают прочно ассоциироваться с их обладателями. Чем ярче игрок, тем сильнее эта связь. Применительно к российским хоккеистам в НХЛ подобное точно можно сказать о № 71 (Евгений Малкин изначально хотел 17-й, но тот в «Питтсбурге» уже был занят), #72 (Сергей Бобровский), #79 (Андрей Марков), #89 (Александр Могильный), № 91 (Сергей Федоров) — и это далеко не полный список. Отдельного упоминания стоит «несчастливый» 13-й номер, под которым Павел Дацюк стал настоящей легендой и вошел в топ-100 величайших хоккеистов в истории НХЛ.

Ищите хоккейную экипировку и снаряжение в нашем каталоге. И, конечно, заходите в офлайн-магазины Спортмастер и Спортмастер PRO, где вас всегда проконсультируют наши PRO-эксперты.